26 мая 2020, 12:52

Комитет по вопросам правовой политики рекомендует Верховной Раде принять за основу законопроект относительно обязанности исполнителя проводить индексацию размера алиментов, определенного судом в твердой денежной сумме

подробнее
26 мая 2020, 09:43

Обзор главных тем «Голоса Украины» от 26 мая

подробнее
25 мая 2020, 19:10

Аппарат Верховной Рады Украины получил результаты функционального анализа

подробнее
25 мая 2020, 15:40

Надеемся на расширение сотрудничества между парламентами Украины и Швеции, – Дмитрий Разумков

подробнее
25 мая 2020, 14:39

Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендует принять за основу законопроект относительно первых шагов дерегуляции бизнеса путем страхования гражданской ответственности

подробнее
25 мая 2020, 13:19

Комитет по вопросам экономического развития рекомендует Верховной Раде принять в целом законопроект относительно детенизации рынка металлургического сырья и операций с металлоломом

подробнее
25 мая 2020, 11:54

Председатель Верховной Рады Украины внес изменения в Распоряжение «О дополнительных мерах по предупреждению возникновения острой респираторной болезни» от 12 марта 2020 года №151

подробнее
25 мая 2020, 10:09

В Комитете по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг рассмотрели вопросы разработки законодательной базы для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов в Украине

подробнее

26 мая 2020

Комитет по вопросам правовой политики рекомендует Верховной Раде принять за основу законопроект относительно обязанности исполнителя проводить индексацию размера алиментов, определенного судом в твердой денежной сумме

подробнее
26 мая 2020

Обзор главных тем «Голоса Украины» от 26 мая

подробнее
25 мая 2020

Аппарат Верховной Рады Украины получил результаты функционального анализа

подробнее
25 мая 2020

Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендует принять за основу законопроект относительно первых шагов дерегуляции бизнеса путем страхования гражданской ответственности

подробнее
25 мая 2020

Комитет по вопросам экономического развития рекомендует Верховной Раде принять в целом законопроект относительно детенизации рынка металлургического сырья и операций с металлоломом

подробнее
25 мая 2020

Председатель Верховной Рады Украины внес изменения в Распоряжение «О дополнительных мерах по предупреждению возникновения острой респираторной болезни» от 12 марта 2020 года №151

подробнее
25 мая 2020

В Комитете по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг рассмотрели вопросы разработки законодательной базы для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов в Украине

подробнее
23 мая 2020

Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков выражает соболезнования в связи со смертью народного депутата Украины Валерия Давиденко

подробнее

Сообщения

07 ноября 2019, 15:52

(  Информационное управление Аппарата Верховной Рады Украины )

Комитет по вопросам аграрной и земельной политики провел «круглый стол» на тему: "Развитие села с помощью сельских общин: новации в политике"

В мероприятии приняли участие народные депутаты члены подкомитета по вопросам социальной политики агропромышленного комплекса, развития сельских территорий, науки и образования Комитета по вопросам аграрной и земельной политики, представители Министерства развития общин и территорий и Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, головы объединенных сельских и поселковых территориальных общин разных областей.

Председатель подкомитета по вопросам социальной политики агропромышленного комплекса, развития сельских территорий, науки и образования Комитета по вопросам аграрной и земельной политики Дмитрий Костюк, открывая заседание, представил Концепцию проекта изменений в Конституцию Украины в части территориальной организации власти и местного самоуправления. Принятие этих изменений в Основной Закон Украины обеспечит необратимость процесса децентрализации власти и реформы местного самоуправления, будет способствовать утверждению качественно новых принципов функционирования местного самоуправления на основе принципов субсидиарности вездесущности и финансовой самодостаточности, гарантировать системность, полноту и непротиворечивость конституционного регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления и территориальной организации власти и обеспечит полноценную имплементацию Европейской хартии местного самоуправления.

Согласно концепции, основные направления изменений в Конституцию касаются закрепления четкой системы административно-территориального устройства, закрепления эффективной системы местного самоуправления, введения института префекта в системе исполнительной власти и обеспечения материальной и финансовой основы местного самоуправления.

Председатель подкомитета Дмитрий Костюк сообщил, что голосование относительно принятия таких изменений в Конституцию Украины в Верховной Раде ожидается в начале следующей сессии в феврале 2020 года.

Директор Директората по вопросам развития местного самоуправления, территориальной организации власти и административно-территориального устройства Министерства развития общин и территорий Сергей Шаршов в выступлении очертил проблемы, которые есть, а также проинформировал о мерах, которые министерство использует для дальнейшего продвижения реализации реформы местного самоуправления.
Он напомнил, что еще 1 апреля 2014 года была принята соответствующая Концепция реформы местного самоуправления, которая является дорожной картой продвижения реализации реформы в Украине. Она делится на три составные части, несколько из которых удалось реализовать, а несколько не удалось. Первая из них касается децентрализации власти, то есть передачи полномочий органам местного самоуправления от органов государственной власти. Ключ к ее решению заключается во внесении изменения в Конституцию Украины, ведь именно в Основном Законе прописан ряд моментов, которые надо урегулировать для того, чтобы реализовать в дальнейшем реформу, связанную с передачей полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления.

«Прежде всего, это касается вопроса, связанного с деятельностью государственных местных администраций. Сейчас большинство функций и полномочий сосредоточено в государственных местных администрациях. До сих пор районные и областные государственные администрации разрабатывают бюджеты, планы экономического и социального развития. Затем реализация этих важных стратегических документов, связанных с развитием территорий снова-таки передается в районные или областные государственные администрации, их или успешно, или неуспешно выполняют. Такую систему заложено в Конституции и ее нужно менять», – отметил докладчик.

«Вторая проблема связана с непосредственным закреплением полномочий за органами местного самоуправления. Следующий момент, который надо урегулировать в Основном Законе, это возможность создания соответствующими уровнями местного самоуправления своих собственных исполнительных комитетов или исполнительных органов. Сейчас эти функции выполняют областные и районные государственные администрации.

Еще один вопрос связан с четким определением административно-территориальных единиц. Анализируя основные положения Конституции с этим термином, речь идет о сельских, поселковых и городских поселениях. Не каждое село имеет статус административно-территориальной единицы, то есть не в каждом селе есть соответствующий орган местного самоуправления. Но исходя из этой нормы получается так, что у нас каждый населенный пункт должен быть отдельной административно-территориальной единицей, то есть в Украине сегодня должно было быть более 26 тысяч сельских, поселковых, городских советов. Также есть проблемы в Земельном кодексе. Болезненным вопросом является то, что в пределах населенного пункта землями распоряжается орган местного самоуправления, а за пределами населенного пункта –органы государственной власти. Эти вопросы требуют урегулирования, особенно в рамках изменений в Основной Закон», – сказал С. Шаршов.

Докладчик сообщил о том, что сейчас идет активное обсуждение внесения изменений в Основной Закон, и большинство этих проблемных вопросов должны быть урегулированы. Особенно по перераспределению полномочий местных государственных администраций и создание на их базе органов префектурного типа. Большинство функций и принципов должны быть сосредоточены на принципах субсидиарности, исходя из Европейской хартии местного самоуправления, в органе местного самоуправления. Должен быть решен вопрос деятельности районных и областных советов.

«Что касается того, где мы сейчас находимся в реализации реформы продвижения местного самоуправления? Мы сейчас активно реализуем положения Закона «О добровольном объединении территориальных общин». На сегодняшний день создано уже около тысячи объединенных новосформированных административно-территориальных единиц, которые имеют абсолютно другие полномочия и функции, которые они имели до объединения. Они реализуют массу больших хороших проектов и успешных практик. В течение пяти лет деятельности объединенных территориальных общин удалось реализовать больше проектов именно на сельских территориях, чем за всю историю независимости Украины - это десятки тысяч реализованных проектов с жилищно-коммунальным хозяйством, с освещением улиц, с созданием центров предоставления административных услуг, центров безопасности.

У нас должны состояться местные выборы в октябре 2020 года. У нас есть такой красный флажок – если мы ничего не будем делать и будем реализовывать Закон «О добровольном объединении», то у нас теоретически могут создастся и пойти на местные выборы в октябре 2022 года 60% административно-территориальных единиц, в которых проживает менее 30% населения, это не объединение, и остальное - это объединения, которые имеют другие полномочия, другие возможности на выборах. То есть мы ставим их в неравные условия. Чтобы устранить все эти проблемы нужно действовать, причем эффективно, и предлагать определенные решения этих проблемных вопросов. Это касается завершения административно-территориальной реформы и формирования базового уровня административно-территориальных единиц с одинаковыми возможностями и правила для их потенциального развития. Это можно сделать принятием Закона «О территориально-административном устройстве», который завершит процесс формирования общин базового уровня и перейти к следующему этапу - формированию уже субрегионального уровня», – отметил представитель Министерства развития общин и территорий.

С. Шаршов также проинформировал участников «круглого стола» о задачах, которые ставит перед собой министерство до конца этого года. В частности, это касается перспективных планов формирования способных территориальных общин, устранения политических моментов в реализации реформы, связанной с созданием функциональных административно-территориальных единиц. «Соответствующий законопроект уже есть в парламенте и в ближайшее время будет рассмотрен. Это даст возможность вернуться к пересмотру тех перспективных планов, которые

есть сегодня. Наконец, должен быть принят закон об основах административно-территориального устройства, в который войдут положения Закона «О добровольных объединениях». Сейчас все зависит от принятия изменений в Основной Закон, и это даст возможность в целом концептуально провести реформу местного самоуправления», – заключил представитель министерства.

Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Инна Метелева доложила о видении министерством роли объединенных территориальных общин в развитии сельских территорий.

Участники «круглого стола» поделились опытом по использованию потенциала объединенных территориальных общин в развитии сельских территорий и обсудили пути интенсификации развития села.

Рассмотрев информацию Министерства развития общин и территорий о стратегии продвижения и завершения реформы децентрализации в Украине, Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства о роли ОТГ в развитии сельских территорий Украины, а также обсудив проблемные вопросы, возникающие во время работы у руководителей ОТГ, участники «круглого стола» решили поддержать дальнейшее продвижение и завершение реформы децентрализации в Украине. Они выразили общую позицию о необходимости расширения полномочий ОТГ, в частности, в части передачи земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности в коммунальную собственность ОТГ.

Участники «круглого стола» по итогам обсуждения рекомендуют профильным министерствам приложить как можно больше усилий для развития сельских территорий, а объединенным территориальным общинам принимать активное участие в принятии решений на местах и ??влиять на развитие села.